+7(302)55-40-1-91
Пн - Сб с 08:30 до 18:00
Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Кусоча ул. Кусочинская д. 18
Эрдэм бэлиг - арадай баялиг

Основная образовательная программа основного общего образования

      Образовательная программа основного общего образования МАОУ «КСОШ» разработана на основе  нормативно-правовых документов федерального уровня и локальных актов МАОУ «КСОШ».

    Образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей.    Образовательная программа МАОУ «Кусочинская  средняя общеобразовательная школа» предназначена удовлетворить:

- потребности общества в передаче лучших образцов культуры и воспитания молодого поколения

- потребности Забайкальского края в сохранении традиций региона

- потребность ССУОЗов и ВУЗов Забайкальского края в притоке творческой молодежи

- потребности школьников в освоении здорового образа жизни, поддержания физического здоровья

- потребности родителей учащихся в возможности выбора разнообразных образовательных маршрутов для учащихся в соответствии с уровнем их интеллектуального и физического развития, социального заказа, степени комфортности и возможности бесконфликтной адаптации. 

- способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

    В соответствии с ФГОС общего образования в основе создания и реализации данной ООП лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

- определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения;

- раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;

- создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников

      Реализуются  предметы следующих обязательных предметных областей:

 «     - Русский язык и литература- русский язык и литература;

«      - Родной язык и литература- бурятский язык и литература, русский язык и литература;

«      - Иностранные языки - английский язык, немецкий язык;

«      - Математика и информатика - математика, алгебра, геометрия и информатика; 

«      - Естественнонаучные предметы - биология и физика;

«      - Общественно - научные предметы -  всеобщая история, история, обществознание,  ОДНКНР, география;

«      - Искусство - музыка и изобразительное искусство;

П  Предметные области «Технология» и «Физическая культура и «Основы безопасности жизнедеятельности»       представлены одноименными учебными предметами.

    В соответствии с требованиями ФГОС  учебный план для 5-9 классов разбивается на аудиторную часть (70%) и внеаудиторную (30%).

    В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона об образовании родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся   предоставлено право выбрать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка язык, язык образования, элективные курсы, предметы, из перечня, предлагаемого школой.

      На основании статьи 14 Федерального закона   Российской Федерации   от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и локальным нормативным актом школы,  осуществляющей образовательную деятельность по  реализуемым его образовательным программам, организовано изучение родного (бурятского) языка и родной (бурятской) литературы,  родного (русского) языка и литературы.

    Всего 14 учащихся из числа учащихся 5-9 классов  выбрало для изучения предмет «Родной  язык (русский)» и Родная литература (русская). Предметы  преподаются в разновозрастной группе, отводится 1 час в неделю.

  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 (ред.31.12.2015 года), определен перечень обязательных  для изучения предметных областей и предметов, в который входит предметная область «Иностранный язык. Второй иностранный язык». На основании данного приказа, локального акта школы, запроса родителей/законных представителей,  в обязательную часть учебного плана основного общего образования с 5 по 9 класс вводится немецкий язык по 0,2 часа с целью создания мотивации к изучению второго иностранного языка.

    В 8 классе выделяется 1 час на реализацию курса  «ИЗО» в соответствии с ФГОС и УМК под редакцией Б.Н. Неменской, который рассчитан на 4 часа. В 5,9  классах отводится по 1 часу на реализацию курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данный курс в 9 классе  является логическим продолжением изучения предметной области в начальной школе «Основы религиозной культуры и светской этики».  В рамках данной области учащиеся получают знания основных  норм морали, культурных традиций народов России, получают представление об исторической роли традиционных реалий и гражданского общества в становлении российской государственности.  В  качестве  модуля учебного предмета «Обществознание» в 7-9  классах введен курс «Основы финансовой грамотности» с целью формирования базового уровня экономической и финансовой грамотности учащихся, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества, а также с целью остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Во исполнение пунктов 4, 5 протокола совещания у Министра Российской Федерации М. А. Абызова, от 21 апреля 2014 г. № АМ-П36-37 пр «О календарном плане рабочей группы по 12 развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2014 году» Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уточнены тематики разделов и содержания по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Экономика» (базовый и углубленный уровни) и «Обществознание» для учащихся 7-11 классов общеобразовательных организаций. В предметные результаты ФГОС ООО включены: «умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика)».

   С учетом данных рекомендаций в  содержание учебного модуля по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Обществознание», «Экономика» включены темы:

- 7-9 классов по обществознанию: «Карманные деньги: за и против», «Бюджет моей семьи», «Бюджет государства и семьи», «Государственный бюджет Российской Федерации», «Банковская система России», «Пенсионные программы»; 

    Часть,  формируемая участниками образовательных отношений определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), преемственность начального и основного образования. На ведение специально разработанных учебных курсов,  обеспечивающих интересы и запросы учащихся, выделен 1 час в 5,6 классах и по 2 часа в 5,7-9 классах.

   С учетом запроса учащихся и их родителей, который составляет  100%,  в 5,6 классах по 1 часу выделено на курс «Основы компьютерной грамотности». В 7 классе введен практикум «Региональная ботаника» (запрос-100%)  . В рамках научного клуба учащиеся 7 класса нацелены на приобретение  навыков экспериментирования и исследовательской работы с растительными и животными объектами, их видовое определение, знакомство с видовым многообразием растений, природными сообществами, их использованием и охраной.

  В 8 классе с учетом интересов и запросов учащихся (запрос -100%) введены элективные курсы «Профильное самоопределение», «География Забайкальского края». Элективный курс «Час общения на английском языке» вводится через  часы ПДО.

Курс «Профильное самоопределение» в 8 классе ведется с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении, выборе профессии, формирует представление о механизме и путях приобретения профессии, обучает практически применять знания о мире профессии, умение ориентироваться на рынке труда.

  Основной целью  клуба «Час общения на английском языке» является коммуникативно-речевое и социокультурное развитие школьников. Курс нацелен на обучение основам речевого этикета в устной и письменной формах на базе наиболее употребительных фраз, идиоматических выражений, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения речевого этикета, формирование  готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию.

  В 8 классе отводится 17 часов на модуль «География Забайкальского края» интегрированного курса «Забайкаловедение». Курс реализуется на основе Программы интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2018.

     В  IX классе завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, и создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего образования.  С этой целью в IX классе выделяются часы на предпрофильную подготовку с учетом интересов и запросов учащихся. Реализуются  элективные курсы  «Проектные задачи по геометрии» и «Лингвистические парадоксы». Данные курсы проводятся с целью определения учащихся в выборе профиля на старшей ступени. Содержание элективных курсов составляет дальнейшая специализация образования, уточнение профессиональной ориентации учащихся в выбранной сфере деятельности. На занятиях применяются разные методы проведения занятий: беседы, ролевые игры, дискуссия, психо - гимнастические упражнения, моделирование, конструирование, выполнение графических работ, эссе; используются методы проектного и блочно-модульного обучения, моделей зачетных единиц, проектно-исследовательских групп и др.

   Курс «Проектные задачи по геометрии» освещает намеченные, но не проработанные в общем курсе школьной геометрии вопросы. Дети решают задачи, трудность которых заключается в нестандартном подходе.

Элективный курс «Лингвистические парадоксы»  предназначен для работы с обучающимися 9 класса и рассчитан на 17 часов (0,5 ч. в неделю). Элективный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, за курс основной школы, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ГИА.  Уделено большое внимание развитию речи  обучающихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает, в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу обучающихся с полными тестами с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.